Как оценить фото в паспорте ?

В самом деле, как? Не только свой, а любой другой. Этот вопрос остаётся актуальным и для моделей и для фотографов. На примерах нескольких видов фотопортретов я хочу поразмышлять на эту тему. Первый вид фотопортретов – всеми любимая фотография на паспорт.

Я нашёл интересное исследование антрополога Альберта Байбурина «Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы» https://arzamas.academy/courses/54/2/

В этом исследовании описывается, как формировались требования к фотографии на паспорт и ожидания от этих фотопортретов. Если ожидания совпадают с результатом, значит всё должно быть хорошо. Но всё оказалось сложнее. (Далее весь текст в кавычках, это цитаты из указанной выше работы).

Так вот. Фото на внутренний паспорт, а загранпаспорт после 1917 года стал абсолютной экзотикой, в Советском Союзе введено в 1937 году. «Формальных требований к паспортной фотографии было совсем немного: она должна быть размером 3 на 3,5 см, чёткой и анфас.

В инструкции «О введении фотографических карточек» есть только одно примечание: «В местностях, где по сохранившимся обычаям не принято фотографирование без головного убора, разрешается в порядке исключения приём для паспортов фотографических карточек с изображением получателя паспорта в головном уборе». При этом характер причёски, выражение лица, направление взгляда, цвет одежды и прочие детали никак не регламентировались.»

«Отсутствие официальных требований к внешнему виду и правилам фотографирования расценивалось, видимо, как результат недостаточной осведомлённости, чреватый возможными неприятностями.»

Все понимали, что фото на такой важный документ как паспорт не может не регламентироваться. Поэтому отсутствие официальных требований замещалось понятием – так принято. Чтоб в пиджаке, в белой рубахе или блузке и чтоб серьёзно. Чтоб никаких улыбок. В фотоателье советского времени обычно находился пиджак для тех, у кого своего не было. Кто фотографам приказывал держать его? Никто. Просто всегда должен быть ответственный и таковым считался фотограф.

«Для советской паспортной фотографии важной оказывалась «доработка» своего облика до уровня значимых образцов, в облике которых должны просматриваться такие черты, как скромность, сдержанность, аккуратность и тому подобное.» То есть, человек заранее считал себя недостаточно соответствующим образцу.

«Эти представления вырабатывались в процессе своего рода диалога с воображаемой сферой официального, в котором человек делегирует «партнёру» ведущую роль, конструируя от его имени правила, которым сам и подчиняется. Получавшаяся в результате фотография обретала черты, позволяющие и сейчас безошибочно узнавать в ней фотографию на паспорт.»

Фотографию, которую ненавидят почти все. Почему? Она же соответствует всем высказанным ожиданиям. Получается, что ожидания высказанные, не соответствуют реальным, внутренним.

Интересно, представление об ожидаемом результате, о фото, совпадали и у фотографа и у модели.


Фото на паспорт. История выражения лица.

В этой статье речь пойдёт тоже о формировании выражения лица, на иностранной паспортной фотографии. Результат такой же, как у нас. (Смотрите статью выше). Люди чаще всего ненавидят своё изображение на паспортных фотографиях. Но путь был совсем другой. Это был путь разрешения конфликта между индивидуальностью и государством.

Фотография как способ идентификации личности был использован на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году. Был выпущен билет, который содержал: номер, имя владельца и фотографию. «Эта, ныне банальная форма идентификации, была совершенно революционной, радикальной идеей настолько, что лишь спустя десятилетия после их появления, фотографии стали стандартной практикой в ​​паспортах.»

До появления фотографии в паспорте, для идентификации использовали перечисление черт лица, таких как: форма носа и подбородка, цвет глаз и пр.

С 1914 года в паспортах некоторых стран стали использовать фотографии. Но правил, регулирующих изображение на этих фотографиях, не существовало. Органы власти просто просили предоставить одну фотографию и люди её предоставляли.

Это было временем свободы. Люди предоставляли свои изображения в том виде, в каком считали нужным. В религиозной одежде и с атрибутами своей веры. С музыкальными инструментами. Вообще, старались показать, что они любят делать и кем они себя считают. Фотографии могли быть коллективными, семейными, вырезанными из других групповых фотографий. Я думаю, это были прообразы современных аватарок.

Итальянский паспорт. 1849 г. В левой колонке описаны: рост, цвет волос, цвет глаз, форма носа и другие черты внешности. Фото любезно предоставил Нил Каплан. www.ourpassports.com

Немецкий паспорт. 1916 г. Фото любезно предоставил Том Топол. www.passport-collector.com

__________________________________________________________________

«С 1920 года начал развиваться всемирный индивидуальный паспортный стандарт». «В Соединённых Штатах это совпало с регулярными поездками на пароходах в Европу.»

Но стандартизация встретила сопротивление. Строгий анфас и взгляд в камеру делали фото похожими на фото преступников. Со стороны государства постепенно сформировались требования - без шляпы, без очков, глаза открыты, рот закрыт, выражение лица нейтральное. И это похоже на окрик старшего офицера осуждённым в колонии для несовершеннолетних преступников.

Для высшего и среднего класса сама идея доказывать свою личность была оскорбительной. «Если вы путешествуете и можете себе позволить свою каюту, вы не должны быть частью подозрительного населения»,-говорили они.

Но прогресс не остановить. Стандартизация развивалась не только в области паспортной фотографии. Это элемент общественного развития. Отдельный человек может стать частью этого процесса или выпасть из него.

Люди приобрели персонализированные платёжные карты, водительские права и номера социального страхования. Это функционально с точки зрения взаимодействия личности с различными социальными институтами: банками, медициной, мэрией и пр. А с индивидуальной точки зрения это удобно. Свобода вытесняется комфортом.

С этим ничего не поделаешь, да и нужно ли? Паспортная фотография это стандарт и не стоит требовать от неё художественности и, тем более, эмоциональности. Для этого есть множество других жанров фотопортрета.


Немецкий паспорт. 1921 г. Фото любезно предоставил Том Топол. www.passport-collector.com

__________________________________________





Итальянский паспорт. 1918 г. Фото любезно предоставил Нил Каплан. www.ourpassports.com

(По материалам сайта https://www.atlasobscura.com. Фразы взятые в кавычки это цитаты статьи https://www.atlasobscura.com/articles/passport-photos-history-development-